Маркетинговое исследование рынка электро- и бензоинструмента РФ

Конференция: "Российский рынок электроинструмента на пути из кризиса»

Версия для печати
18/11/2010

Конференция: "Российский рынок электроинструмента на пути из кризиса»

По материалам www.master-forum.ru - официальный сайт журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель»
logo-potrebitel-[Converted].jpg

10 ноября 2010 года в рамках выставки MITEX-2010 состоялась конференция Российской Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента (РАТПЭ) на тему: «Российский рынок электроинструмента на пути из кризиса»
Мы благодарим организатора выставки MITEX – компанию «Евроэкспо» и журнал "Потребитель" - за предоставление фотографий.

С приветственным словом мероприятие традиционно открыл председатель РАТПЭ Борис Григорьевич Гольдштейн.

Гольдштейн Б.Г.


Уважаемые дамы и господа, коллеги!

От имени Российской Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента (РАТПЭ), организатора этой конференции, приветствую Вас. Спасибо, что Вы нашли время принять участие в работе этой конференции. Как Вы уже знаете, тема нашей конференции: "Российский рынок электроинструмента на пути из кризиса". Ассоциация РАТПЭ постоянно проводит мониторинг рынка электроинструмента, садовой техники и средств малой механизации. Результаты этого мониторинга сейчас доложит председатель комитета по маркетингу Ассоциации РАТПЭ - Долгоруков Александр. 


А. Долгоруков

Уважаемые Коллеги!

Тема моего доклада – российский рынок электроинструмента и садовой техники. В своем выступлении я постараюсь показать, как российский рынок развивался до кризиса, как он изменился после сентября 2008 года, что с рынком происходит сейчас и каким он может стать в ближайшее время.

Слайды, которые будут сейчас представлены, основаны на данных маркетинговых исследований, регулярно проводимых нашей Ассоциацией. Я также использовал данные компании «Роберт Бош» о ситуации на европейском рынке электроинструментов, компании «Стэнли Блэк энд Декер» о рынке США и компании «Макита» о ситуации на рынке Японии. Эти данные были озвучены на Конгрессе Европейской Ассоциации производителей электроинструмента, который состоялся в сентябре этого года в Германии, и в работе которого Ассоциация РАТПЭ принимала активное участие.

slayd-1-b.jpg

Слайд №1. На этом слайде видно, как изменился объем российского рынка электроинструмента в 2009 году по сравнению с 2008 годом в натуральном и денежном выражении. Под рынком электроинструмента в данном докладе понимается весь ручной и переносной электроинструмент, аккумуляторный инструмент, промышленные пылесосы.

До 2008 года включительно динамика продаж электроинструмента была очень хорошей: с 2000 г. по 2008 г. объем рынка вырос более чем в 7 раз! Если взять три последних докризисных года, то рынок, в среднем, рос на 20% каждый год.

В результате финансового кризиса объем продаж электроинструмента в России в 2009 году снизился на 37% в натуральном выражении. Его объем составил 10,9 млн. штук электроинструментов против 17,3 млн. штук в 2008 году. В денежном выражении рынок снизился меньше, на 26%, за счет общего повышения цен на электроинструмент.


slayd-2-b.jpg

Слайд №2. Наибольший спад продаж в 2009 году продемонстрировали следующие группы инструментов: промышленные пылесосы (-52%), отбойные молотки (-63%), штроборезы (-65%), то есть те инструменты, которые, преимущественно востребованы профессиональными пользователями, прежде всего строителями, объем работ которых в кризис значительно снизился. Но есть группы инструментов, объем продаж которых не только не упал, но и вырос. Это: электрические ножницы и кромкорезы (+14%), аккумуляторные пилы (+42%), аккумуляторные угловые шлифовальные машины (+43%), сабельные пилы (+127%). Наиболее вероятная причина роста рынка по этим инструментам заключается в том, что данные инструменты являются пока еще малораспространенными в России (суммарный объем этих 4-х групп инструментов составляет всего 1,17% от общего объема рынка), вследствие чего рынок не насыщен этими инструментами и есть большой потенциал для роста.


slayd-3-b.jpg

Слайд №3. Для сравнения приведу данные по рынкам других стран: в Европе падение рынка в 2009 году в денежном выражении составило 23%, в Японии - 14,5%, в США рынок снизился на 5,4%. Данные по европейскому рынку включают в себя также данные по России и Украине, причем, в странах Восточной Европы падение рынка, согласно докладу компании Роберт Бош, гораздо сильнее, чем в странах Западной Европы. Рынок Западной Европы снизился на 17%, а рынок Восточной Европы на 43%. Также в Европе сильно заметна разница между рынками DIY инструмента и профессионального инструмента: рынок DIY снизился в 2009 году на 13%, а рынок профессионального инструмента на 28%. Я думаю, что подобное соотношение падения спроса на любительский и профессиональный инструмент в 2009 году будет верным и для рынков других стран.


slayd-4-b.jpg

Слайд №4. Мы также следим за ситуацией на рынке садовой техники, который пострадал от кризиса меньше, чем рынок электроинструмента. В штуках объем рынка снизился на 16%, в денежном выражении всего на 3%. Меньшее падение объема продаж садовой техники в сравнении с электроинструментом можно объяснить тем, что, вероятно, многие россияне вынуждены были отказаться от проведения отпуска где-то заграницей, и проводили больше времени на даче, где активно использовали садовый инструмент.

При этом многие производители отмечают серьезный дефицит на садовую технику в 2010 году, причиной которого стала слишком пессимистичная оценка спроса на данные товары в кризисный период, сделанная производителями и торговыми компаниями. 


slayd-5-b.jpg

Слайд №5. Теперь давайте посмотрим, что происходит с российским рынком электроинструмента в 2010 году.

За 9 месяцев 2010 года объем рынка электроинструментов в штуках вырос по отношению к аналогичному периоду 2009 г. на 51% и составил 11,5 млн. штук электроинструментов против 7,6 млн. штук за 9 месяцев 2009 года. Но, до объема рынка в 2008 году все еще не хватает 9%.


slayd-6-b.jpg

Слайд №6. Тем не менее, мы видим положительную тенденцию: 1-й квартал 2010 года отставал от 1-го квартала 2008 года на 28%, 2-й квартал 2010 года отставал от 2-го квартала 2008 года уже на 18%, а 3-й квартал 2010 года превышает 3-й квартал 2008 года почти на 13%.

Учитывая эту динамику, мы можем прогнозировать, что к концу 2010 года объем российского рынка электроинструментов будет примерно равен объему докризисного 2008 года, а в 2011 году объем рынка существенно превзойдет 2008 год.

Мы также наблюдаем положительные изменения и в местах розничной продажи электроинструмента. По сравнению с 2009 годом, в 2010 году в магазинах, торгующих электроинструментом, а также на строительных рынках число покупателей заметно увеличилось. Правда ситуацию осложнила необычайно сильная жара и дым от пожаров в Подмосковье и других регионах России. В этот период розничные продажи электроинструмента в центральном регионе России существенно сократились, но с изменением температуры в меньшую сторону и исчезновением дыма поток покупателей снова стал увеличиваться. 


slayd-7-b.jpg

Слайд №7. На рынке садовой техники ситуация в 2010 году выглядит еще лучше, чем на рынке электроинструментов.

За 9 месяцев 2010 года объем рынка садовой техники в штуках вырос по отношению к аналогичному периоду 2009 г. на 68% и составил 4,2 млн. штук инструментов против 2,5 млн. штук за 9 месяцев 2009 года. Объем рынка за 9 месяцев 2008 года превышен в аналогичном периоде 2010 г. на 27%. Мы прогнозируем, что в 2010 году рынок садовой техники превысит объем рынка 2008 года на 30%. 


slayd-8-b.jpg

Слайд №8. На рынке генераторов ситуация в 2010 году следующая.

За 9 месяцев 2010 года объем рынка генераторов в штуках вырос по отношению к аналогичному периоду 2009 г. на 113% и составил 241 тыс. штук против 113 тыс. штук за 9 месяцев 2009 года. Объем рынка за 9 месяцев 2008 года превышен в аналогичном периоде 2010 г. на 22%. Наш прогноз на конец 2010 года - +30% от объема рынка генераторов в 2008 году.

Благодарю за внимание! 

Вопросы.

Вопрос из зала: «На каких данных основано Ваше исследование?»

Александр Долгоруков: «Мы основывались на данных, предоставленных членами РАТПЭ и компаниями-партнёрами. Также мы брали данные об импорте ФТС РФ».

Любовь Балаболина, редакция «Потребитель»: «Вашего маркетинга исследование учитывает данные по ввезенному товару или по реальным продажам?»

Александр Долгоруков: «Мы анализировали данные как по ввезенному товару, так и по проданному. Данные, которые предоставляли нам компании, принявшие участие в исследовании, - это объемы продаж. Остальное мы брали из данных по импорту ФТС РФ. С нашей точки зрения разница между данными по ввезенному и проданному товару незначительна – менее 3 %».

Дмитрий Сомов, портал «ПрофиТулИнфо»: «Если данные по изменению количественного и качественного состава участников рынка?»

Александр Долгоруков: «Какие-то компании резко снизили продажи и даже ушли с рынка, но их нишу сразу заняли новые, поэтому нельзя говорить о серьезном изменении количества компаний. Количество торговых марок если и уменьшилось, то незначительно. Глубокие исследования на данную тему не проводились».


Также на конференции были сделаны доклады:

• Ключевые положения таможенного регулирования в условиях формирования таможенного союза.
Докладчик: Шурыгин Сергей Николаевич, начальник отдела ФТС России.

• Об особенностях стандартизации и сертификации продукции в рамках Таможенного союза.
Докладчик: Зажигалкин Александр Владимирович, Заместитель Руководителя Росстандарта России.

• Видение ситуации в строительной отрасли с позции РСПП.
Докладчик: Черепов Виктор Михайлович, Вице-президент РСПП.

• О перспективах и формах подготовки специалистов инструментальной отрасли на базе создаваемой в МГСУ корпоративной кафедры «Ручные и строительно-отделочные машины».
Докладчик: Теличенко Валерий Иванович, ректор Московского государственного строительного университета.


Фотографии с Конференции

17-konf-RATPE-2010-b.jpg

16-konf-RATPE-2010-b.jpg

13-konf-RATPE-2010-b.jpg

12-konf-RATPE-2010-b.jpg

11-konf-RATPE-2010-b.jpg

10-konf-RATPE-2010-b.jpg

9-konf-RATPE-2010-b.jpg

8-konf-RATPE-2010-b.jpg

4-konf-RATPE-2010-b.jpg

3-konf-RATPE-2010-b.jpg

2-konf-RATPE-2010-b.jpg

1-konf-RATPE-2010-b.jpg

Вернуться к списку новостей Версия для печати

© 2010 Ассоциация РАТПЭ | Все права защищены.

Rambler's Top100